Тест Эббингауза - метод контекстной вставки или тест заполнения пропущенных в тексте слов для исследования интеллектуальных способностей школьников
Тест Эббингауза (метод контекстной вставки; англ. gaps filling, closed test), тест заполнения пропущенных в тексте слов. Предложен Германом Эббингаузом в 1897 г. как тест завершения предложений для самых разнообразных целей: исследования интеллектуальных способностей школьников, выявления развития речи, продуктивности ассоциаций. Для проведения опытов существует множество вариантов проб: отдельные фразы, более или менее сложные рассказы. Испытуемому предлагают просмотреть текст, в котором пропущены отдельные слова, и вписать в каждый пропуск по одному слову так, чтобы получился связный рассказ.
Проба с успехом может быть использована для проверки критичности мышления, для выявления умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки рассуждений, а также для определения уровня развития речи и продуктивности ассоциаций школьника. Аналогичные задания часто встречаются в учебниках по русскому языку для учащихся 2–4 классов, с одной лишь поправкой – слова, которые необходимо вставлять в текст, уже предлагаются школьнику.
А. Бине и Т. Симон позднее включили тесты на завершение предложений в свою шкалу оценки интеллектуального развития детей (шкала умственного развития Бине – Симона). Подобные тесты широко применяются в педагогике в качестве учебных упражнений. Тест Эббингауза явился первым тестом на завершение предложений, дав начало разработке и использованию подобных методов.
Кривая забывания по Эббингаузу
Ученый сделал несколько интересных выводов про функцию памяти, которые получили название кривой забывания Эббингауза: Согласно кривой забывания по Эббингаузу, по истечении 1 часа вы забываете 60% всей полученной информации. Через 10 часов – плюс еще 5%. Спустя 6 дней – еще 15%. После этого процесс забывания замедляется. В вашем мозгу остается лишь 20% того, что вы узнали.
Как использовать метод Эббингауза для запоминания любой информации за 20 минут: Определите ключевые моменты: Разбейте информацию на ключевые фрагменты. Выделите основные идеи, факты или элементы, которые необходимо запомнить. Используйте активное восприятие: Вместо пассивного чтения активно взаимодействуйте с информацией. Представьте, как вы объясняете это кому-то ещё или как применяете знание на практике. Применяйте метод "повторения через все интервалы": Повторяйте информацию через все временные интервалы - сначала через несколько минут, затем через час, затем через несколько часов и так далее. Это помогает укрепить ваши воспоминания.
Этапы запоминания по методу Эббингауза:
- Повторите информацию после ее прочтения.
- Сделайте второе повторение через 30 минут после первого.
- Потом через сутки после второго.
- Затем через 21 день после третьего.
- И через 6 месяцев после четвертого.
Есть методика обмануть кривую забывания Эббингауза, разработанная Хью Томпсон и Боб Салливан («Эффект плато»).
Запоминание состоит из 11 этапов:
- спустя 5 минут после чтения;
- через 25 секунд после первого повторения;
- по истечении 2-3 минут;
- через 10 минут;
- еще через 1 час;
- через 5 часов;
- через 1 день;
- через 5 дней;
- через 25 дней;
- через 4 месяца.
Кривая забывания Эббингауза отражает, как быстро вы забудете выученную информацию. Но при этом благодаря ей вы сможете запомнить то, что узнали, на максимально долгий срок. Достаточно определиться с количеством времени и выбрать подходящий режим повторения. Если следовать рекомендациям, вы легко настроитесь на качественное запоминание.
Классические методы исследования памяти, разработанные Германом Эббингаузом:
Метод заучивания.
Испытуемому предлагается заучить один ряд элементов (фигуры, буквы, слова и т.д). Затем предлагается воспроизвести материал. Если есть ошибки, то экспериментатор ещё раз проговаривает ряд, и так, пока испытуемый не воспроизведёт ряд безошибочно. Количество повторений, которое требуется испытуемому для первого безошибочного воспроизведения всех элементов ряда в любом порядке, служит показателем запоминания.
Метод узнавания.
Данный метод является разновидностью метода заучивания. Испытуемому предлагается материал некоторое количество раз. Через некоторое время экспериментатор просит воспроизвести заученный материал с помощью воспроизведения или узнавания. Число правильно воспроизведённых каждым испытуемым элементов составляет показатель его запоминания; число правильно идентифицированных элементов — показатель его узнавания.
Метод предвосхищения (антиципации).
Испытуемому зачитывается один или несколько раз предлагаемый материал (бессмысленный ряд слогов, слов, фигур и т. д.) После этого испытуемому нужно произнести материал в том порядке, в котором ему его представляли. После только воспроизведение материала испытуемым, который должен соблюдать порядок воспроизведения. Если какой-то элемент (например, слог) забывается, то экспериментатор его подсказывает. Процедура проводится до тех пор, пока испытуемый безошибочно произнесёт материал.
Метод сбережения.
Чтобы запечатлеть и надолго удержать в памяти какой-нибудь учебный материал, не следует добиваться этого путём множества повторений, сделанных за один раз, скорее надо распределить повторения на более долгое время (на много раз) с меньшим количеством повторений за раз.