Давайте разберемся, что такое память.
Память – это способность запоминать, хранить и вспоминать информацию.
Она как бы архив нашего мозга, где сохранены наши знания, воспоминания и опыт.
Очень важно запоминать, ведь это помогает нашему мозгу быть в хорошей форме!
Когда мы учим что-то новое, в нашем мозге образуется след памяти, который называется энграммой. Это как записка в книге, где хранится то, что мы выучили.
Чтобы эта информация хорошо запоминалась, важен процесс консолидации. Это, как закрепление наших знаний в мозге, чтобы они не забывались.
И еще одно интересное понятие – реверберация. Это как электрический импульс, который передается по цепочке нейронов в мозге. Это помогает укрепить воспоминания и сделать их более стойкими.
Так что, помните: учите новое, чтобы ваш мозг был в тонусе!
В концепции временной организации памяти выделяют два основных типа памяти: кратковременную и долговременную.
Короткая память хранит информацию всего на несколько минут, а долгосрочная – на всю жизнь. Переход от короткой к долгосрочной памяти происходит благодаря изменениям в мозге на уровне нейронов. Краткосрочная память работает по принципу реверберации – электрические импульсы проходят по нейронам.
По продолжительности хранения информации выделяют основные типы памяти
Сенсорная
Мгновенная, как еще ее называют, память сохраняет на очень маленький промежуток времени информацию, поступающую из сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, проприоцепция и т. д.). Благодаря сенсорной памяти происходит наиболее полное отражение и запечатление объекта.
Иногда сенсорную память воспринимают как совокупность множества ультракратковременных видов памяти.
Оперативная
Позволяет человеку в повседневности сохранять часть информации для ее обработки в скором будущем. Сохраняются данные только до конца выполнения какого-то конкретного действия.
Приведем пример: когда человек решает арифметическое выражение, именно оперативная память отвечает за кратковременное сохранение «в уме» промежуточных результатов вычисления. Как только выражение будет решено — конкретное действие закончено, — все промежуточные результаты забудутся.
Свойство оперативной памяти разбирать поступающую информацию на части помогает не только в решении поставленных задач, но и в понимании сложной для восприятия информации, так как она обрабатывается последовательно.
Кратковременная
Из сенсорной (после обработки процессами восприятия) и долговременной (с помощью вспоминания) памяти в кратковременную поступает какая-либо информация, где на недолгое время сохраняется в состоянии, при котором сознание может беспрепятственно ее использовать.
Пример: кратковременная (первичная, активная) память позволяет запоминать такие числовые последовательности, как номер телефона или серия документа, однако уже через несколько минут без повторений вспомнить последовательность из нескольких цифр уже не получается.
Долговременная
В отличие от всех предыдущих видов, долговременная память, а точнее информация, находящаяся в ней, не доступна все время для использования ее сознанием. Долговременная память — часть подсознания. Информация в ней сохраняется на гораздо большее время, потенциально — на всю жизнь. Кроме того, она намного «вместительнее». Если оперативная и кратковременная могут удерживать до нескольких образов в единицу времени, то у долговременной ограничений практически нет.
В концепции состояний память - это единое свойство мозга, которое можно разделить на активное и пассивное состояние. Активная память состоит из текущих и новых воспоминаний.
Воспроизведение памяти может заблокироваться из-за электрической активности нейронов. А воспоминания из долговременной памяти могут быть как намеренными, так и случайно возникающими.
Важно, что воспоминания влияют на различные области мозга. Например, при вспоминании зрительных образов активируются зрительные области мозга, а при воспроизведении звуков – области, отвечающие за слух. Интересно исследовать, как разные сенсорные компоненты хранятся и активируются в мозге при восприятии различ.
Кратковременная память длится всего несколько десятков секунд (20-40 секунд). В этот период времени мы можем запомнить информацию и воспроизвести ее без подсмотрения. Но ее емкость ограничена. Раньше считалось, что кратковременная память может хранить только "семь плюс-минус два объекта".
Это мнение подтвердилось благодаря исследованиям психолога Джорджа Миллера из Гарварда. В его статье "Магическое число 7±2", опубликованной в 1956 году, он описывал результаты экспериментов с людьми. Исследования показали, что мы можем запоминать от пяти до девяти объектов в кратковременной памяти, будь то буквы, цифры, слова или изображения. Чтобы запомнить более сложные последовательности, люди группировали элементы, чтобы количество групп также оставалось в пределах от 5 до 9.
Основная идея концепции активной памяти в том, что память представляет собой одну целостную систему, а не разделенную на короткую и долгую память.
При обучении информация фиксируется в памяти. Память может быть как активной (готовой к использованию), так и пассивной (не готовой к использованию). При блокировании активной памяти амнестическими агентами возникает ретроградная амнезия. Активная память состоит из активных энграмм, которые можно оценить только по результатам воспроизведения информации. Энграммы существуют на уровне электрической активности нейронов. Электрошок может нарушить электрическую активность нейронов, что приводит к временной потере памяти. После восстановления нормальной электрической активности нейронов память восстанавливается.
Важность развития внимания для улучшения интеллектуальных способностей вполне обоснованно. Действительно, умение сосредотачиваться и контролировать свое внимание играет ключевую роль в когнитивных процессах. Кроме того, оно может влиять на обучение, память, принятие решений и решение задач.
Развитие внимания и концентрации можно осуществить через различные методики и упражнения. Некоторые из них могут включать в себя медитацию, игры на развитие внимания, задачи на концентрацию и т.д. Приведу несколько способов улучшения внимания:
1. Регулярная практика упражнений на концентрацию может помочь улучшить способность сосредотачиваться и контролировать внимание.
2. Игры на развитие внимания: Существует множество игр и упражнений, которые способствуют развитию внимания и концентрации. Например, игры на запоминание образов, интеллектуальные игры, кроссворды, пазлы и т.д.
3. Постановка целей и планирование: Определение конкретных целей и планирование своего времени помогут улучшить внимание и дисциплину.
4. Физические упражнения: Регулярные физические упражнения способствуют улучшению кровообращения и мозговой деятельности, что в свою очередь влияет на внимание и концентрацию.
5. Современные технологии: Существуют также специальные приложения и онлайн-платформы, предназначенные для тренировки внимания и улучшения когнитивных способностей.
Временная организация памяти
В жизни энграммы исследователи выделяют несколько этапов. Они последовательно переходят друг в друга и различаются механизмами запечатления энграммы, степенью ее устойчивости, объемом одновременно сохраняемой информации.
Наиболее популярна концепция временной организации памяти, принадлежащая канадскому психологу Д. Хеббу, который выделил два хранилища памяти: кратковременное и долговременное. Кратковременная память (КП) представляет первый этап формирования энграммы. Ее существование во времени ограничено, след в КП лабилен, неустойчив, так как испытывает сильную интерференцию со стороны самых различных амнестических факторов — электрошока, травмы головы и др. Объем информации, одновременно сохраняемой в КП, ограничен. Поэтому более поздние следы вытесняют более ранние.
В качестве механизма КП большинство ученых рассматривают многократное циркулирование импульсов (реверберацию) по замкнутой цепочке нейронов. Вместе с тем многие физиологи и молекулярные биологи видят основу КП и в некоторых изменениях клеточной мембраны. Долговременная память (ДП) — второй этап формирования следа памяти, который переводит его в устойчивое состояние. Процесс перехода из КП в ДП называют процессом консолидации памяти. Согласно концепции временной организации памяти след памяти, прошедший консолидацию и попавший на хранение в ДП, не подвергается разрушающему действию амнестических агентов, которые обычно стирают КП. Энграмма в ДП в отличие от следа КП устойчива, время ее хранения не ограничено, так же как и объем информации, сохраняемой в ДП. В качестве механизма ДП рассматривают устойчивые изменения нейронов на клеточном, молекулярном и синаптическом уровнях.
Сравнивая функции кратковременной и долговременной памяти, можно сказать, что в кратковременной памяти мы «живем», а в долговременной памяти храним знания, придающие смысл, значение нашему непосредственному существованию. Обращение к прошлому опыту, который необходим, чтобы понять настоящее, — это функция долговременной памяти.
Некоторые исследователи, анализируя временную организацию памяти, не ограничиваются разделением ее на кратковременную и долговременную фазы. Из состава КП выделяют в самостоятельную форму эхоическую, иконическую или так называемую сенсорную память с более коротким периодом удержания информации в виде сенсорных следов, оставленных только что действующим стимулом. Емкость иконического хранения — около 9 элементов при удержании следа от зрительного стимула 250 мс. Эхоическое хранилище удерживает след звукового стимула около 12 с (Солсо Л.Р., 1996). Сенсорное хранилище выполняет важную функцию, так как дает возможность отбирать из него для дальнейшей обработки и сохранения только существенную информацию.
Сама идея о двойственном строении памяти родилась в конце XIX в., когда Уильям Джеймс в своей книге «Принципы психологии» разделил память на первичную и вторичную. Он исходил из опыта самонаблюдения о том, что одни вещи запоминаются на короткое время, другие — надолго. Его первичная (или преходящая) память во многом сходна с тем, что сегодня принято называть КП, и никогда не покидает сознания. Вторичную, или постоянную, память он представлял темным хранилищем информации, для извлечения которой требуется прикладывать усилия. Различие между первичной и вторичной памятью, введенное Уильямом Джеймсом, стало предвестником современных теорий двойственной памяти.
Основные экспериментальные факты и клинические наблюдения, подтверждающие двойственную природу памяти, — разделение ее на кратковременную и долговременную, связаны с явлением ретроградной амнезии. Ретроградная амнезия состоит в выпадении памяти на события, предшествующие действию амнестического агента (электрошоку, травме головного мозга, введению фармакологических препаратов и др.). Люди, стадающие амнезией, вызванной травмой головного мозга, обычно не могут вспомнить события, непосредственно ей предшествующие, тогда как воспоминания о событиях более ранних у них сохраняются.
Результаты опытов с животными по научению также ухудшаются, если сразу за ним следует электроконвульсивный ток. Учитывая эти факты, а также данные клинических наблюдений, Л. Вейскранц — нейропсихолог из Оксфордского университета (Великобритания) — предположил, что электрошок вызывает амнезию за счет нарушения процессов перевода информации из кратковременной (переходной) памяти в постоянную, т.е. процесса консолидации. След памяти под влиянием амнестического агента разрушается, если он до этого не успел консолидироваться или консолидировался частично, и эти разрушения необратимы. Процесс консолидации начинается на стадии КП и продолжается в долговременной памяти. Чем больше интервал времени от момента завершения обучения до момента предъявления амнестического агента, тем слабее его разрушающее действие на память.
Считают, что вывод о нарушении процесса консолидации как причине амнезии подкрепляется и тем фактом, что сразу после травмы (через 30 с) человек еще помнит все события, ей предшествующие, но если его опросить через 3-5 или 5-20 мин, пострадавший уже не может вспомнить все обстоятельства происшествия. У такого пациента с ретроградной амнезией, который демонстрирует неповрежденную КП, процесс консолидации протекает с нарушениями, поэтому следы в ДП формируются с трудом.
Однако появившиеся новые факты потребовали уточнения структуры временной организации памяти. В качестве основного 'метода при изучении памяти обычно используют искусственное воздействие на один из этапов становления энграммы, результаты которого тестируются по времени возникновения ретроградной амнезии после обучения. Р. Марк (Mark R., 1979), а также М. Гиббс и К. Нг (Gibbs M., Ng К., 1980) расширили арсенал применяемых амнестических агентов. Они стали воздействовать на метаболические процессы в мозге с помощью внутримозгового введения различных фармакологических веществ, ингибиторов синтеза белков. В результате было установлено, что ретроградная амнезия может развиваться через разное время после обучения и что момент ее появления зависит от того, какой фармакологический препарат был использован. Это позволило им наряду с признанием КП и ДП выделить промежуточную (лабильную) память, метаболические процессы которой отличны от соответствующих процессов в КП и ДП.
Обобщая результаты своих исследований по выработке у цыплят зрительной дифференцировки между зернами и галькой того же размера, Р. Марк (Mark R., 1979) пришел к следующему выводу о времени сохранения следа в каждом хранилище памяти. След в КП угасает уже через 10 мин после обучения. В промежуточной памяти он хранится до 30 мин. В долговременную память энграмма попадает через 45 мин и хранится неопределенно долго. Для каждой из выделенных систем памяти существуют химически различные ингибиторы синтеза белков, специфически блокирующие разные стадии формирования следа памяти.
Однако сегодня изучение взаимоотношений биохимических процессов, развивающихся при обучении, с динамикой формирования следа памяти позволяет утверждать, что количество фаз фиксации энграммы зависит и определяется специфичностью применяемых амнестических воздействий (Греченко Т.Н., 1997).
Концепция активной памяти
Концепция временной организации памяти, оперирующая понятиями «кратковременная», «долговременная память» и «консолидация», в настоящее время подвергается серьезной критике. На ее уязвимость указывает отсутствие согласия исследователей, касающегося времени удержания энграммы в кратковременной и долговременной памяти. По мнению одних авторов, след в кратковременной памяти хранится в течение нескольких секунд, а в долговременной — от нескольких секунд до нескольких лет. По мнению других, след в КП может сохраняться до нескольких часов, а в ДП — от нескольких часов до нескольких дней, после чего информация переходит на вечное хранение.
В концепцию временной организации памяти не укладываются факты спонтанного восстановления памяти после ретроградной амнезии. В клинической практике хорошо известны случаи спонтанного восстановления временно утраченной памяти. На грани XIX и XX вв. Т. Рибо (1839-1916) в своей работе «Память в ее нормальном и болезненном состояниях» (СПб., 1894) анализирует описанное клиницистами явление периодических амнезий. Он приводит случай с больной, которая, проснувшись от длительного сна, забыла все, что она знала и чему училась, включая навыки читать, писать, считать, узнавать предметы и окружающие лица. Она вынуждена была учиться всему заново. Через несколько месяцев она вторично впала в такой же глубокий сон и после пробуждения стала такой, какой была до первого сна. Но она полностью не помнила того, что с ней случилось в промежутке между двумя приступами сна. В приведенном случае Т. Рибо усматривает две памяти, не связанные друг с другом, и возможность восстановления памяти после амнезии.
Факты спонтанного восстановления памяти после амнезии, вызванной электрошоком, многократно получены в опытах на животных. У крыс применение электрошока после выработки у них навыка побежки в Т-образном лабиринте вызывало ретроградную амнезию, которая наступала на 4-й день после обучения. Но уже на 30-й, 60-й и 90-й день память на выработанный навык постепенно и полностью восстанавливалась. Спонтанное восстановление памяти может быть ускорено с помощью «напоминания» обстановки, условий, в которых вырабатывался навык. Факты восстановления памяти говорят о том, что ни один из амнестических агентов не может полностью, физически разрушить однажды появившуюся энграмму.
Другая группа фактов, которые не может объяснить концепция временной организации памяти, — это возможность наблюдать ретроградную амнезию в отношении «старых» энграмм, уже прошедших период консолидации и хранящихся в ДП. Это явление описано для следов «старой» памяти, которая повторно была активирована, например, с помощью экспозиции установки, на которой ранее производилось обучение.
Учитывая рассмотренные выше факты, можно утверждать, что действие амнестических агентов не сопровождается физическим уничтожением следов памяти, а степень их уязвимости интерференции определяется не формой или механизмом сохранения информации на разных временных этапах формирования энграммы, а состоянием, в котором находится след памяти во время действия амнестического фактора. Это означает следующее: положение о том, что энграмма после обучения последовательно проходит через серию временных интервалов, во время которых осуществляется ее фиксация, лишено прямых доказательств. Более того, имеются все основания полагать, что фиксация следа памяти происходит во время обучения, а причина ретроградной амнезии в нарушении механизма воспроизведения (считывания) энграммы. Противоречия, с которыми сталкиваются теории временной организации памяти, снимаются в теории активной памяти, развиваемой Т.Н. Греченко (1997), подчеркивающей роль функционального состояния в фиксации и воспроизведении энграммы.
Факт зависимости памяти от состояния мозга хорошо известен. Их взаимосвязь отражена в законе Йеркса — Додсона об отношениях между эффективностью фиксации и извлечения следа памяти, с одной стороны, и функциональным состоянием мозга — с другой. Куполообразная кривая, описывающая их отношения, указывает на существование оптимального функционального состояния для фиксации и извлечения следа памяти (см. главу «Педагогическая психофизиология»). Сохранение следа памяти в нервной Системе еще не гарантирует его воспроизведение и использование в поведении. Для этого необходимо участие модулирующей системы мозга, которая реактивировала бы эти следы памяти. Это правило распространяется как на врожденные формы поведения, так и на приобретенные навыки, двигательные стереотипы, условные рефлексы и т.п. Поэтому всякое нарушение неспецифической системы сопровождается дезорганизацией поведения или невозможностью его исполнения. Зависимость реализации программы врожденного поведения от состояния мозга убедительно продемонстрировано в опытах на крысах с повреждением части модулирующей системы — восходящих ДА-ергических путей, произведенным на уровне латеральных отделов гипоталамуса. Такие животные неспособны к пищевому, половому и материнскому поведению. Однако последствия данного повреждения могут быть ослаблены, если крыс дополнительно прости мул ировать с помощью болевого или холодового раздражения.
Положение о решающей роли неспецифической системы мозга в процессах фиксации и воспроизведения следа памяти легло в основу гипотезы «одного следа и двух процессов», предложенной Дж.Л. Мак-Го и П.Е. Гоулдом (McGough J.L., Gold P.E., 1976). Они обратили внимание на то, что при обучении развиваются два процесса: формирование собственно энграммы («чистого следа») и ее неспецифическое обеспечение активирующей системой мозга. След памяти приобретает устойчивость лишь тогда, когда неспецифическая активация достигает оптимальных значений, что и обеспечивает высокую эффективность обучения и хранения следа. По гипотезе этих авторов след в КП — это след, неполностью обеспеченный неспецифической, модулирующей активацией, так как ее действие либо ослаблено, либо заблокировано. В данной теории, так же как и в теории активной памяти, формирование энграммы и возможность ее использования в поведении находятся в зависимости от состояния структур мозга, причастных к фиксации и извлечению информации.
Согласно теории активной памяти деление памяти на кратковременную и долговременную в общепринятом смысле неправомерно, так как вся память является постоянной и долговременной. Т.Н. Греченко вводит понятие состояния энграммы, которое определяет степень ее готовности к воспроизведению. Только след памяти, находящийся в активном состоянии, доступен для реализации в поведении. Энграммы, недоступные для использования, находятся в латентном, или неактивном, состоянии. Активность энграммы представлена в электрической активности нейронов. Активная память— совокупность активированных «старых» и «новых» энграмм. Повторная активация энграммы может происходить как спонтанно, так и под влиянием различных внутренних и внешних факторов. То, что принято называть кратковременной памятью, с позиции концепции активной памяти является актуализированной, активной частью памяти, в которой доминирует вновь приобретенный опыт. С этих позиций законы, сформулированные исследователями для кратковременной памяти (быстрое угасание следа, подверженность разрушению под влиянием самых разнообразных факторов, ограниченность объема хранения), действуют и в отношении «новой» части активной памяти. Содержание активной памяти может определяться не только вновь приобретенными следами памяти («новой частью» активной памяти), но и знаниями, приобретенными ранее и переведенными из латентного состояния в активную форму.
На основании результатов изучения нейронной активности префронтальной коры у животных во время обучения и воспроизведения выработанных рефлексов, а также данных, полученных при обследовании человека методами томографических срезов мозга (ПЭТ, МРТ и др.), актуализацию следов памяти связывают с функцией префронтальной коры мозга. Полагают, что информация, хранящаяся в теменной (система «Где») и височной коре (система «Что»), считывается на нейроны префронтальной коры, которая выполняет роль кратковременного буфера для оперативного использования во время когнитивной и исполнительной деятельности.
Чтобы влиять на свой интеллект, необходимо развивать своё внимание!
Путём направления внимания на приоритетные аспекты, усилиями воли отражая излишнее и делая это систематически, можно совершенствовать способности к стойкости, аналитическому мышлению, увеличивать количество вариантов для решения задач и быстрее выбирать самые оптимальные. Даже если скорость обработки информации не так велика, развитие базы знаний, тренировка стойкости, регулярное улучшение внимания, концентрации и терпения приведут к комплексному росту вашего интеллекта!
Регулярное практикование указанных методик может привести к улучшению интеллектуальных способностей и повышению общей продуктивности мышления.
Развитие образного мышления ребенка через привлечение к чтению
Как долго подросток может удерживать высокую интенсивность внимания
Развиваем у ребенка мышление и приучаем к чтению через сказки
Сборка кубика Рубика для начинающих как способ интеллектуального развития