Тест Эббингауза - метод контекстной вставки или тест заполнения пропущенных в тексте слов для исследования интеллектуальных способностей школьников

Тест Эббингауза (метод контекстной вставки; англ. gaps filling, closed test), тест заполнения пропущенных в тексте слов.

Тест предложен Германом Эббингаузом в 1897 г. как тест завершения предложений для самых разнообразных целей: исследования интеллектуальных способностей школьников, выявления развития речи, продуктивности ассоциаций. Для проведения опытов существует множество вариантов текстов: отдельные фразы, более или менее сложные рассказы. Испытуемому предлагают просмотреть текст, в котором пропущены отдельные слова, и вписать в каждый пропуск по одному слову так, чтобы получился связный рассказ.

Упражнения и тесты

Тест с успехом может быть использована для проверки критичности мышления, для выявления умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки рассуждений, а также для определения уровня развития речи и продуктивности ассоциаций школьника. Аналогичные задания часто встречаются в учебниках по русскому языку для учащихся 2–4 классов, с одной лишь поправкой – слова, которые необходимо вставлять в текст, уже предлагаются школьнику.

А. Бине и Т. Симон позднее включили тесты на завершение предложений в свою шкалу оценки интеллектуального развития детей (шкала умственного развития Бине – Симона). Подобные тесты широко применяются в педагогике в качестве учебных упражнений. Тест Эббингауза явился первым тестом на завершение предложений, дав начало разработке и использованию подобных методов.

Ученый сделал несколько интересных выводов про функцию памяти, которые получили название кривой забывания Эббингауза: Согласно кривой забывания по Эббингаузу, по истечении 1 часа вы забываете 60% всей полученной информации. Через 10 часов – плюс еще 5%. Спустя 6 дней – еще 15%. После этого процесс забывания замедляется. В вашем мозгу остается лишь 20% того, что вы узнали.

readingКак использовать метод Эббингауза для запоминания любой информации за 20 минут

Определите ключевые моменты: Разбейте информацию на ключевые фрагменты. Выделите основные идеи, факты или элементы, которые необходимо запомнить. Используйте активное восприятие: Вместо пассивного чтения активно взаимодействуйте с информацией. Представьте, как вы объясняете это кому-то ещё или как применяете знание на практике. Применяйте метод "повторения через все интервалы": Повторяйте информацию через все временные интервалы - сначала через несколько минут, затем через час, затем через несколько часов и так далее. Это помогает укрепить ваши воспоминания.

Этапы метода Эббингауза для запоминания

  •     Повторите информацию после ее прочтения.
  •     Сделайте второе повторение через 30 минут после первого.
  •     Потом через сутки после второго.
  •     Затем через 21 день после третьего.
  •     И через 6 месяцев после четвертого.

 

 

Есть и другая методика обмануть кривую забывания Эббингауза. Ее разработали Хью Томпсон и Боб Салливан («Эффект плато»). Запоминание состоит из 11 этапов:

  •     спустя 5 минут после чтения;
  •     через 25 секунд после первого повторения;
  •     по истечении 2-3 минут;
  •     через 10 минут;
  •     еще через 1 час;
  •     через 5 часов;
  •     через 1 день;
  •     через 5 дней;
  •     через 25 дней;
  •     через 4 месяца.

Кривая забывания Эббингауза отражает, как быстро вы забудете выученную информацию.

Но при этом благодаря ей вы сможете запомнить то, что узнали, на максимально долгий срок. Достаточно определиться с количеством времени и выбрать подходящий режим повторения. Если следовать рекомендациям, вы легко настроитесь на качественное запоминание.
 

Классические методы исследования памяти, разработанные Германом Эббингаузом

1. Метод заучивания.

Испытуемому предлагается заучить один ряд элементов (фигуры, буквы, слова и т.д). Затем предлагается воспроизвести материал. Если есть ошибки, то экспериментатор ещё раз проговаривает ряд, и так, пока испытуемый не воспроизведёт ряд безошибочно. Количество повторений, которое требуется испытуемому для первого безошибочного воспроизведения всех элементов ряда в любом порядке, служит показателем запоминания.

2. Метод узнавания.

Данный метод является разновидностью метода заучивания. Испытуемому предлагается материал некоторое количество раз. Через некоторое время экспериментатор просит воспроизвести заученный материал с помощью воспроизведения или узнавания. Число правильно воспроизведённых каждым испытуемым элементов составляет показатель его запоминания; число правильно идентифицированных элементов — показатель его узнавания.

3. Метод предвосхищения (антиципации).

Испытуемому зачитывается один или несколько раз предлагаемый материал (бессмысленный ряд слогов, слов, фигур и т. д.) После этого испытуемому нужно произнести материал в том порядке, в котором ему его представляли. После только воспроизведение материала испытуемым, который должен соблюдать порядок воспроизведения. Если какой-то элемент (например, слог) забывается, то экспериментатор его подсказывает. Процедура проводится до тех пор, пока испытуемый безошибочно произнесёт материал.

4. Метод сбережения.

Чтобы запечатлеть и надолго удержать в памяти какой-нибудь учебный материал, не следует добиваться этого путём множества повторений, сделанных за один раз, скорее надо распределить повторения на более долгое время (на много раз) с меньшим количеством повторений за раз.